30 лет исполнилось со дня авиакатастрофы над Украинской ССР, в результате которой погибли 14 игроков, тренер, администратор и врач узбекского футбольного клуба "Пахтакор". Трагедия произошла в 13:35 по местному времени в центральной части Украины. Два Ту-134А находились на встречных курсах и двигались на высоте 8,4 тыс. м в облаках. Один из самолетов следовал по маршруту Челябинск - Воронеж - Кишинев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа. Другой, на котором летели игроки и администрация "Пахтакора", летел из Ташкента в Минск, на его борту были 83 человека. За полетом обоих лайнеров, курсы которых пересекались под углом 90 градусов, следили диспетчеры Харьковского центра управления. Причиной катастрофы стала ошибка диспетчеров. Старший смены посадил на наиболее напряженный сектор новичка Николая Жуковского, работу которого должен был контролировать другой диспетчер - Владимир Сумской. Заметив, что курсы Ту-134 ведут к столкновению, он дал команду экипажу одного из самолетов подняться на высоту 9,6 тыс. м, однако пилоты эту команду выполнить не успели - лайнеры столкнулись под углом 135 градусов. Состоявшийся через девять месяцев суд приговорил Жуковского и Сумского к 15 годам колонии общего режима. Старший смены по фамилии Сергеев на суд вызван не был.
Что касается "Пахтакора", то взамен погибших игроков в клуб пришли добровольцы из других команд. В регламент чемпионата СССР был введен специальный пункт, на протяжении пяти лет гарантирующий узбекской команде место в высшей лиге вне зависимости от результатов. В итоге в 1982 г. "Пахтакор" повторил рекорд двадцатилетней давности, заняв шестое место в чемпионате СССР. Нужно отметить, что столкновения самолетов не прекратились и с повсеместным распространением системы предупреждения об опасном сближении в воздухе. Последняя подобная катастрофа произошла 1 июля 2002 года. Тогда над Боденским озером, расположенном на границе Германии, Швейцарии и Австрии, столкнулись Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг 757" компании DHL. Самолеты оказались на пересекающихся курсах из-за ошибки диспетчера швейцарской компании Skyguide Петера Нильсена. Катастрофы можно было избежать, однако экипаж Ту-154 проигнорировал указания автоматической системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS), рекомендовавшей пилотам набрать высоту. Вместо этого командир экипажа пассажирского лайнера последовал указаниям диспетчера, отправившего самолет на снижение. В результате столкновения погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка, летевших на отдых в Испанию. В феврале 2004 г. диспетчер Петер Нильсен был убит в своем доме уроженцем Северной Осетии Виталием Калоевым, потерявшим в катастрофе жену и двоих детей.
|