28 ноября ушел из жизни известный российский голкипер и телекомментатор Владимир Маслаченко. Ему было 74-года. Владимир Никитович родился пятого марта 1936-го года в украинском селе Васильковка. По сей день это место считается посёлком городского типа, административным центром Васильковского района Днепропетровской области Украины. Уроженец Днепропетровской области Маслаченко выступал за время своей карьеры в криворожском «Спартаке» и днепропетровском «Металлурге» (так тогда назывался «Днепр»), после чего перебрался в Москвку и много лет провел в составе местных «Локомотива» и «Спартака». Восемь матчей провел в составе сборной СССР, участник ЧМ-1958 и триумфальном Евро-1960 (был резеривстом Льва Яшина).
В 1968-м году Владимир Маслаченко завершил свою игровую карьеру. Завершил не где-нибудь, а в "Спартаке" и не как-нибудь, а в звании серебряного призёра чемпионата СССР. После этого он отправился в недлительную командировку в Африку, где по контракту работал тренером-координатором национальной сборной Чада и парочки клубов этой же республики. В начале 1970-х годов Маслаченко начал работать на Центральном телевидении. Всесоюзное радио и Центральное телевидение захватили работой бывшего вратаря, который нашёл ту сферу деятельности, в которой он сумел максимально реализоваться- 40 лет на телевидении, семнадцать из них – спортивный комментатор программы "Время" на первой кнопке. Майоров и Маслаченко, по сути, создали профессию спортивного комментатора. Именно они перенесли наследие старой школы в современные условия, и это вовсе не механическое действие! Озерова и Интернет совместить абсолютно невозможно. Это был репортаж своего времени – отчасти пропагандистский, скорее призванный компенсировать телезрителю неприсутствие на стадионе.Вряд ли стиль Маслаченко нравился поголовно всем. Возьмите нынешних телекомментаторов – Георгия Черданцева, Василия Уткина, Юрия Розанова, Виктора Гусева, Владимира Стогниенко, Илью Казакова, Романа Трушечкина – у каждого из них есть свои поклонники и свои "недоброжелатели", которые при первой же оплошности телекомментатора пытаются рассказать миру об этом. Современные болельщики не понимали и иногда не принимали удивительный тембр его голоса, его способ изложения материала, перманентные ошибки в произношении иностранных имён и фамилий, неакцентированность на том или ином событии (к примеру, идёт матч "Интер" – "Ювентус", но Маслаченко никогда не вспомнит и не озвучит в эфире какие-то домашние заготовки в виде статистических выкладок, предматчевых интервью, новостей из стана двух клубов. Зато истории, юмора и собственного опыта у Владимира Никитовича было вагон и маленькая тележка). Сам Маслаченко понимал критику в свой адрес, а иногда, даже отвечал на неё и не где-то, а в Интернете, на болельщицком форуме. Сложно сказать, что чувствовал ветеран советского футбола, когда видел слова "старикан", "маразматик" про себя от совершенно неизвестных ему людей. Юмор и дипломатия – они и здесь приходили на помощь Маслаченко.Никитич был слишком оригинальным мастером, чтобы перенимать его приемы. Работать в его манере – значит обречь себя на глубокую вторичность.
ЛЮБИМЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ "В системе спортивных каналов НТВ Плюс" – Владимир Никитович гордился тем, что работает в столь уважаемой телекомпании, которая освещает весь мировой футбол. Маслаченко сам был лицом команды комментаторов, выпуская в последнее время авторскую программу по понедельникам "Маслаченко Плюс". В ней уважаемый эксперт давал свои оценки тому или иному эпизоду, доходчиво рассказывал о скрытых футбольных интригах. "Этот парень" – так уважаемый Мэтр называл любого футболиста, в имени которого он сильно сомневается. Дабы не ошибаться в фамилиях, Мэтр придумал когда-то обезличенное выражение "парень", относящееся ко всем мужчинам на поле. Его критики ставили ему в вину то, что, порой, на поле было слишком много "парней". "Вся штука заключается в том, что…" – это синоним Маслаченко таких выражений, как "дело в том, что", "ситуация выглядит следующим образом", "что касается". В каждом репортаже Маслаченко примерно пять-шесть раз использовал "штуку" в качестве связи своих слов и мыслей. "Полотёрский номер" – излюбленное выражение Маслаченко. Этим высказыванием комментатор подразумевал набор финтов отдельных игроков в "партере". "Любители перловки" – после своих ошибок в прямом эфире Маслаченко ничего не оставалось, кроме как признаться в своей неправоте и призвать "недоброжелателей" немедленно записать ошибку Мэтра. Под "перловкой" Маслаченко понимал скрытые хитрости комментатора, собственные ошибки, "крылатые выражения". "Прыжок для Пионерской Правды" – Маслаченко как никто другой знал цену вратарским прыжкам. Когда голкиперы в простом эпизоде для повышения внешнего эффекта прыгали в красивом стиле за мячом, Маслаченко немедленно вспоминал Пионерскую Правду. "Можно будет вообще заканчивать репортаж" – Высшая степень восторга Мэтра. Эти слова Маслаченко говорил во время замечательных моментов на поле, когда футболист обыгрывал половину команды соперников и забивал гол. "Вот, дьявол!" – Восклицал Владимир Никитович, когда восхищался действиями определённого футболиста. Дьявол на поле в понимании Мэтра – человек, способный на всё с мячом. "Будьте любезны" – Любимая фраза Маслаченко при взятии ворот. Синонимична с "вынимайте мяч и ставьте его на центр поля". "Маленькие футбольные хитрости" – Под ними Маслаченко понимал умышленную затяжку времени на последних секундах, тактические замены, симуляцию травмы. "Это за пределами нашей Родины" – Прямой эфир даже в двадцать первом веке остаётся рискованным делом. Во время срывов трансляций Маслаченко, таким образом, пытался оправдать зависающие картинки.
Покойся с миром, Владимир Никитович…Вас будет не хватать!
|