Чемпионат Украины по футболу – весьма странное и иногда даже загадочное и необъяснимое явление. Взять хотя бы схему проведения турнира. То, что в цивилизованном мире называется межсезоньем и длится минимум два месяца, у нас должно скорее именоваться летней паузой, сиестой футбольного марафона.
В то же время зимой перерыв в европейском футболе очень короток, а иногда (как в Англии) и вовсе берет на себя повышенную ношу в виде матчей через два дня на третий. У нас в это время футболисты получают длительный отпуск, во время которого могут хорошо отдохнуть и снова вступить в бой только через два месяца.
Конечно, иррациональность в футбольном календаре можно и нужно объяснять погодными факторами, которые в нашей стране разительно отличаются от Западной Европы. Но одно дело объяснить какой-то факт, а другое дело - его полностью понять и осознать. В нашей реальности такие огромные зимние промежутки приводят к тому, что одни команды меняют состав до неузнаваемости, вторые за это время могут кардинально сменить рисунок игры, а третьи могут лишиться всяческих финансовых средств.
Наш чемпионат настолько своеобразен и живет по законам нашей «не з’їм так понадкусюю» ментальности, что говорить о каком-то приближении к прототипам европейских чемпионатов, пока очень рано. Остается только ожидать того часа, когда наш футбол станет логичным, понятным и установившимся явлением. Настанет ли вообще такое время?
Сейчас устройство украинского футбола напоминает больше феодальный строй, чем развитое современное общество. И ситуация на трансферном рынке это из года в год только подтверждает. Судите сами, в состязании под названием украинская Премьер-лига четко просматриваются определенные ступени феодализма.
1. Сеньоры. Это владельцы, собственники, которые могут вершить суды, предоставлять вольности либо наказывать своих вассалов, жаловать им имущество, либо беспощадно лишать провинившихся собственности.
Шахтер, Динамо, Днепр и в какой-то степени Металлист разделили между собой золотой запас украинских игроков. Хотя в эти владения иногда попадают и иностранцы. Сеньоры имеют право с легкостью распоряжаться человеческими судьбами и даже судьбами целых клубов.
Крупные сеньоры, такие как Днепр и Шахтер имеют по несколько вассалов и спокойно, удерживая у себя на контракте игроков, могут распоряжаться тем, что из себя будут представлять «мелкие рыбешки» в будущем. Так этим летом огромное, извините за выражение, стадо игроков Шахтера перекочевало из луганской Зари в мариупольский Ильичевец. Но в замен луганчане получили новую партию воспитанников горняков.
Ильичевец же, который после приобретения Ахметовым комбината Ильича, многие именуют не иначе как Шахтер-2, получает всё новых и новых исполнителей, которые в состав команды сеньора не проходят. И такое движение игроцких масс вряд ли в ближайшие годы остановится. А сколько при этом было задушено довольно перспективных футболистов? Вспомните хотя бы Руслана Фомина, которому в своё время (кажется, просто из вредности) не дали полноправно уйти в Металлист, Адриана Пуканыча, Виталия Лисицкого, Александра Максимова.
У сеньора Днепра стабильности побольше. Куча игроков, чьи трансферные листы принадлежат днепропетровцам, в течение продолжительного времени сидят в Арсенале и Кривбассе. При этом футболисты сохраняют свой уровень доходов. А творческий рост и игровой прогресс для них, должно быть, превратились в мифические понятия.
Динамо ведет более диверсифицированную политику, раздавая игроков, которых года по 3-4 называют перспективными, в различные клубы, а не в определенные комиссионные команды. Хотя еще лет 5-7 назад картина была иной, и в Высшей Лиге спокойно набирался десяток клубов, которые жили за счет динамовских аренд.
Приблизился к сеньорам и харьковский Металлист, который еще года три назад раз от разу перебивался тем, что перепадет от более сильных команд (тот же Фомин, например). Теперь у харьковчан есть свои не очень нужные футболисты: Тришович, Шарпар, Путивцев, Лысенко…
2. Вассалы. О них уже сказано выше. В первую очередь выделяются такие команды какИльичевец, Арсенал и Кривбасс. Скажите, у этих команд вообще есть свои игроки? Из Ильичевца ушли бывшие таковыми Кривошеенко и Антонов. И кто остался? Парочка никому не пригодившихся вратарей и Ярошенко? В заявке же мариупольского клуба числится 43 футболиста, среди которых 20 (!!!) арендованных у Шахтера.
Если Ильичевец смело можно назвать фарм-клубами Шахтера, соответственно, то Кривбасс еще круче, он использует владения сразу двух сеньоров – Динамо и Днепра.
Недалеко от них ушла и Заря. У которой хоть и более-менее присутствует костяк футболистов на контрактах, но регулярно приходят пополнения от стоящего на вассальной лестнице выше Шахтера.
Есть еще луцкая Волынь, которая, в отличие от предыдущих вассалов, собственности берет совсем по чуть-чуть, но у разных клубов. В прошлом году здесь гостевали Бутко, Гошкодеря и Лысенко, а сейчас им на смену пришли Допилка и Шарпар. Глядишь, так через пару лет придется и вовсе без арендованных остаться.
Традиционно в вассалов по ходу чемпионата, а точнее зимней паузы, могут превратиться одна-две команды, идущие в хвосте турнирной таблицы. Почему-то кажется, что ближе всех к этому Александрия – команда пусть и далеко неслабая, но при этом особых средств на полноправное пополнение состава добротными игроками у них сегодня не находится. Не хотелось бы, конечно, но посмотрим, как сложатся обстоятельства.
3. Герцогство. Было бы не удивительно, если бы в нашем чемпионате отсутствовала средняя прослойка, так же как ее практически нет и в нашем социуме. Но, слава Богу, не всё так плохо.
Герцогство имеет достаточно большие свободы и права. У них даже практически нет арендованных у сеньоров имуществ. Но при этом уважение и трепет перед власть имущими сохраняется.
Карпаты, Металлург Донецк, Таврия, Оболонь, Черноморец, Ворскла. Многим из них иногда приходится все-таки одалживать игроков у более сильных, как это делают Карпаты или Оболонь, но при этом сохраняется более-менее отстраненность от тех клубов, для которых приходится выступать арендаторами.
Но при этом устоять перед сладкими предложениями от сеньоров в случае, если тем понравился кто-то из состава герцогства, середняки не могут. Так Ворскла отдала своего лидера Дениса Кулакова, так еще в прошлом сезоне покинул Металлург Генрих Мхитарян, так Оболонь лишилась Александра Рыбки.
Кончено, в этом сезоне выделилась Таврия, оптом взявшая бывших игроков Днепра, что с одной стороны, конечно, кажется шагом вверх, но с другой стороны, а не должны ли они теперь что-то днепропетровцам?
Вот так и выглядит трансферная круговая порука украинской Премьер-лиги. Для полноты картины не хватает только выполнения прописной истины феодализма: «вассал моего вассала – не мой вассал». К счастью, наши клубы пока не научились отдавать игроков в субаренды или делить права на футболистов, как это практикуют в Италии и Южной Америке. Странно конечно. Такое очевидное коррупционное решение лежит на поверхности. Сколько таким образом можно было бы взаимозачетов провести… Э-э-э-х.
Но постараемся закончить с позитивным настроем. Ведь прогресс, хоть и маленькими шажочками передвигающийся, но он есть. Уже нет команд (надеемся), которые не могут обеспечить футболистов зарплатами, уже нет откровенных сливов матчей вассалами перед сеньорами. Надеемся на то, что времена футбольных кочевников пройдут, и рано или поздно футболисты осядут в своих командах на полноценных контрактах. И не просто осядут, а начнут развиваться как игроки и принесут реальные рост и развитие в наш футбол. Надеемся, что и сами футболисты на это надеются.
Артем ОГАНЕСЯН